gototopgototop
Афиша мероприятий культуры
Настоящие «ФИКСИ-ЕЛКИ» В Рыбинске выступит Cleveland Watkiss «Одолжите тенора!», комедия, Кен Людвиг «Преодолевая реальность»: рыбинцев ждут на выставке супругов Гусариных
 

Опубликовано: 04.04.2014г.

Викторина «Веков связующая нить: возрождая традиции семейного чтения»

Викторина «Веков связующая нить: возрождая традиции семейного чтения»

  Во все времена семейное чтение было основой воспитания человека с высоким уровнем духовной культуры личности. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Где как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями народа. От поколения к поколению передают наши матери и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается.

Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Библиотека семейного чтения предлагает Вам принять участие в викторине «Веков связующая нить: возрождая традиции семейного чтения». Викторина проводится к Международному дню семьи.

Работы могут быть представлены в любой филиал Централизованной библиотечной системы г. Рыбинска или в библиотеку семейного чтения по адресу: ул. Боткина, 9, не позднее 30 апреля 2014 г.

Участникам викторины необходимо указать: 

  • Состав семьи
  • Фамилию, имя, отчество, дату рождения каждого члена семьи
  • Место работы, профессию
  • Если в семье есть учащийся, то указать: школьник (школа, класс), студент (учебное заведение, факультет)
  • Какую библиотеку посещают члены семьи
  • Контактный телефон.

Награждение победителей грамотами и книгами будет проходить в мае месяце 2014 года в торжественной обстановке. Работы участников не рецензируются и не возвращаются.

Справки по телефонам: 26-49-02, 26-42-11.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

Вопрос № 1 «Страницы русской истории»
Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое нашей истории, прочно входят в быт русской семьи. Давайте с Вами заглянем в прошлое.

1.Как называли деревянный крестьянский дом в деревне?
2.Как называлась тонкая длинная щепка для освещения избы?
3.Как называли в древней Руси бродячего артиста?
4.Как называлась старинная мужская рубашка?
5.Как называли переодетых в маскарадные костюмы участников старинного святочного обряда?
6.Как называлась светлая парадная комната в доме?
7. Назовите автора и название стихотворения известного русского поэта 20 века:

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана - дурака.
И сидим мы, еле дышим
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет...

8. Эта книга - памятник средневековой русской литературы. Исследователи относят его к 16 веку. Книга представляет собой свод правил религиозного, общественного и семейно - бытового поведения. В ней есть такие главы:

  • Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и покоить их во всем.
  • Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь.
  • Как мужу с женой советоваться, как ключника призывать.

Назовите эту книгу.
9. А эта книга нравоучительного характера. В ней собраны рекомендации юношам и девушкам, как вести себя в свете. Эти наставления появились при Петре Великом. Назовите эту книгу.

Вопрос № 2 «Что за прелесть эти сказки!»
Сказки несут в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. У сказочных героев необычно всё, начиная от внешнего облика и заканчивая их поступками и судьбой. А сможете ли вы узнать персонажей сказок по одежде или цвету волос?

  1. «Девочка с кудрявыми голубыми волосами опять высунулась в окошко, протёрла и широко открыла заспанные хорошенькие глаза. Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра....»
  2. «Волосы её, цвета морковки, были заплетены в две тугие косички, торчащие в разные стороны, нос походил на крошечную картофелину, да к тому же ещё в крапинку - от веснушек.На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов...»
  3. «Это был тощий и смуглый старик с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно - розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками»
  4. «Коса ссиза - чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине... А одежда и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слыш - ко, малахиту платье»
  5. «.. он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. ..На нём был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан.. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа»

Кто есть кто?
Задание на смекалку и память.

Необходимо подобрать к именам книжных героев их краткую характеристику. А также назвать автора и произведение, в котором они встречаются. Например, Мойдодыр - умывальник. Корней Чуковский «Мойдодыр».

  • Айболит
  • Багира
  • Белый Клык
  • Гингема
  • Кай и Герда
  • Кузька
  • Рикки - Тики - Тави
  • Мартин
  • Сивка - Бурка
  • Соколкоуок
  • Тортилла
  • Чернушка

Вопрос № 3 «Вечный образ на все времена»

Максим Горький писал: «Без солнца не растут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира от матерей. Мы взрослеем, мужаем, но место матери в нашей жизни остаётся особенным, исключительным. Счастье матери - это счастье её детей, поэтому она бывает строгой, взыскательной. Мать - наш первый учитель и друг, самый близкий и верный. Образ матери, тема материнства прославляется в литературе.

  • Кто является автором этих замечательных произведений?
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне...

    • «...Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью Дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела своими чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их - и только на один миг видеть их перед собою. «Сыны мои, сыны Мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?» - говорила она, и слезы останавливались в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо...»
    • «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась маленькая, маленькая - лицо ее не больше пуговки; но мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной».
    • «...Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье... и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела - пела только для себя и для меня, потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались... Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости...
    • «Была у меня мамочка, ласковая, добрая, милая. Жили мы с мамочкой в маленьком домике на берегу Волги. Домик был такой чистый и светленький, а из окон нашей квартиры видно было и широкую, красивую Волгу, и огромные двухэтажные пароходы, и барки, и пристань на берегу, и толпы гуляющих, выходивших в определенные часы на эту пристань встречать приходящие пароходы... И мы с мамочкой ходили туда, только редко, очень редко: мамочка давала уроки в нашем городе, и ей нельзя было гулять со мною так часто, как бы мне хотелось. Мамочка говорила: Подожди, Ленуша, накоплю денег и прокачу тебя по Волге от нашего Рыбинска вплоть до самой Астрахани! Вот тогда-то нагуляемся вдоволь. Я радовалась и ждала весны».

Вопрос № 4 «Ответьте на вопросы»

      • Назовите любимые книги детства Л.Н. Толстого. Укажите, какая книга произвела на него особенно сильное впечатление?
      • Эпиграфом какого художественного произведения являются эти строки: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по - своему»?
      • Рассказы Александра Грина «Позорный столб» и «Сто вёрст по реке» написаны про любовь. Какими одинаковыми словами заканчиваются оба рассказа?
      • Какую пьесу - сказку создал А.Н. Островский под впечатлением природы в Костромской области? Какой композитор написал оперу на сюжет этой пьесы - сказки?
      • Какой эпиграф выбрал А.С. Пушкин к повести «Капитанская дочка»?
      • В каких четырёх крупных произведениях А.С. Пушкин избрал имя Мария для своих героинь?
      • Назови произведение по художественному сравнению, взятому из этого произведения. Кто его автор? «Мы посадим новый сад, роскошней этого. ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце вечерний час...»
      • Узнай произведение по его началу. «А поворотись - ка, сын! Экой ты смешной какой!»

Вопрос № 5 «Без пословицы речь не молвится»

Язык - величайшее народное достояние, неисчерпаемый источник вековой мудрости. Немалую часть его составляют пословицы и поговорки. В этих коротких, ёмких, запоминающихся изречениях запечатлён опыт многих поколений. Многие выражения из литературных произведений так прочно вошли в русский язык, что давно стали пословицами.

Задание: Назовите пословицу по её описанию:

          • В старые времена, как и сегодня, существовал обычай: возвращаясь домой из дальнего путешествия, глава дома вручал всем своим домочадцам подарки. Причём старался сделать так, чтобы никому не было обидно.
          • Эта пословица говорит о том, что человеку проще жить и легче найти своё место, где он родился, где его знают и любят.
          • Подобные выражения есть во многих славянских языках. Суть у них одинаковая: за долгие годы человеческой жизни с каждым многое случается - и плохое, и хорошее. И надо быть терпеливым, уметь стойко переносить удары судьбы.
          • Никто не любит своё дитя больше, чем родная мать. А если и сердится на своего ребёнка, то чаще всего за дело - потому что желает ему добра и хочет, чтобы он вырос честным, достойным человеком.

Многочисленные няньки, понадеявшись друг на друга, могут оставить ребёнка без присмотра. А там на самом деле до беды недалеко.

Вопрос № 6 «Картинки-загадки»

1. Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией.

Кто являлся художником - иллюстратором книг В.Г. Сутеева?
К каким сказкам нарисованы эти картинки?

Картинка загадка

2. «В одном сказочном городе жили коротышки... В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом»

Кто является автором книг о малышах - коротышках?
Назовите героев Цветочного города.

Картинка загадка

3. Назовите автора и название рассказа.

Назовите автора и название рассказа.

4. К какому рассказу Аркадия Гайдара относится эта иллюстрация?

Картинка загадка

Вопрос № 7 «Семья в художественных произведениях»

О семейных ценностях и взаимоотношениях в семье размышляли не только
писатели, но и русские художники.

Задание: по иллюстрациям представленных картин определить автора и название картины.

Картинка загадка

Вопрос № 8 «Презентация»

Представьте презентацию любимой книги вашей семьи в любом исполнении ( Например: рисунок книги, макет книги из любых материалов, компьютерная презентация)

Централизованная библиотечная система г. Рыбинска