gototopgototop

Опубликовано: 30.09.2016г.

МПВО РЫбинска в годы войныМПВО (ГО) 84 года

   4 октября Местной противоздушной обороне (МПВ ГО) исполняется 84 года. Как говорят мудрецы "чтобы хорошо видеть будущее, надо пристальнее вглядываться в прошлое". Пройдя героический путь от МПВО созданной 4 октября 1932 года до гражданской обороны, МЧС  в наши дни система защиты населения в нашей стране развивается и совершенствуется.

В прошлом находятся основы развития, из прошлого произрастают многие настоящие ошибки и заблуждения. Проблемы защиты людей от природных катастроф, вражеских набегов уходят в далекое прошлое, имеют глубокие исторические корни. По мере своего развития челопчество понимало, что различным опасностям лучше всего противостоять, только объединившись в коллективы и сообщества, можно предположить, что данное обстоятельство в определенной мере явилось одной из причин возникновения государств.
Один из парадоксов исторического развития человечества заключается в том, что человек, развивая бурную хозяйственную и инженерную деятельность, сам стал создавать источники угроз как для самого себя, так и для окружающей его природы. Основным источником опасности постепенно становилась созданная человеком  техносфера, воины и вооруженные конфликты. С развитием научно-технического прогресса, созданием новых средств вооруженной борьбы многократно увеличились военные опасности для мирного населения. Особенно характерным в этом плане был XX век. Все это обусловило необходимость создания адекватных средств и способов защиты населения и объектов экономики, создания и развития соответствующих сил и организационных структур вплоть до образования специальных государственных систем.

    В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего при ведении военных действий, стало уделяться уже в ходе Гражданской войны и особенно после ее окончания. В связи с этим, 4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принял "Положение о противовоздушной обороне СССР", в котором впервые были определены мероприятия и средства защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия вражеской авиации/

   Своевременное    создание МП ВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападений с воздуха. В том числи и в Рыбинске.

   С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года приказом начальника штаба МПВО город Рыбинск был объявлен на угрожаемом, а затем на военном положении.

  Решением облисполкома от 9 июля 1941 года 25% личного состава участковых формирований МПВО города и городской пожарной охраны в количестве 30 человек переходит на казарменное положение. В результате призыва Красной Армии мужчин — бойцов команд, в их число привлекались и женщины не старше 30-летнего возраста в медико-санитарные, химические команды.

  Решениями облисполкома от 5 июля 1941 года и 16 августа 1941 года вводится обязательное обучение населения по программе противовоздушная и химическая оборона (ПВХО), создаются курсы инструкторов ПВХО при крупных предприятиях, городских школах Осавиахима и школах ПВО, для массового обучения населения используется печать, радио, кино.

МПВО РЫбинска в годы войны  На предприятиях, в учреждениях, медицинских и других заведениях и домоуправлениях, вводится обязательное обучение в группах самозащиты, учета начальников групп и командиров звеньев, а также обязательное оснащение групп самозащиты специальным имуществом, противогазами, защитной одеждой и др.

  Для безопасности во время воздушных налетов противника была введена обязательная светомаскировка зданий, предприятий, жилых домов, больниц, школ и др. учреждений, автотранспорта при ограничении его движения в ночное время. Формирования МПВО принимали активное участие в защите города от налетов вражеской авиации, участвовали в тушении пожаров. Занимались обезвреживанием и ликвидацией неразорвавшихся бомб, проводили аварийно-восстановительные работы по ликвидации завалов и разрушений, возникавших при бомбежках авиации противника, восстанавливали разрушенные здания, оказывали помощь фронту, участвовали в погрузке боеприпасов и продовольствия для фронта.

  Для борьбы с пожарами во время воздушных нападений на предприятиях, в учреждениях города,  домоуправлениях и жилых домах были созданы противопожарные звенья, они обеспечивались противопожарным инвентарем, было введено круглосуточное дежурство во всех домоуправлениях, учреждениях, предприятиях — объектах МПВО, также создавались санитарные дружины для оказания первой медицинской помощи населению.

  В соответствии с Постановлением Совнаркома РСФСР от 25 апреля 1942 года были переведены на казарменное положение 30% формирований МПВО — это взводы управления, штатные и противопожарные взводы, остальные должны были собираться по сигналу «ВТ» — воздушная тревога.

  В 1943 году происходит реорганизация городских формирований МПВО. В соответствии с приказом Наркома внутренних дел от 16 июня 1943 года они были реорганизованы в отдельный 366-й городской батальон численностью 547 человек.

МПВО Рыбинска в годы войны Районные штабы МПВО были сохранены при небольшом составе 3—5 человек для координации действий служб и команд МПВО на территории района, а также для руководства деятельностью объектов МПВС и групп самозащиты.

 Батальонные команды МПВО действовали на территории районов по заданиям начальника штаба батальона и районных штабов ПВО, которые поддерживали непосредственную связь с батальоном и давали задание штабу батальона.

  В составе отдельного 366-го батальона МПВО находились штаб батальона и роты: рота управления,

МПВО РЫбинска в годы войны

аварийно-восстановительная рота, противопожарная рота, дегазационная и медсанрота, служба материально-технического обслуживания по обеспечению батальона питанием, обмундированием и другими принадлежностями для жизнеобеспечения.  Подразделения — роты батальона должны были обслуживать 3 района города, по заданию штаба МПВО ликвидировать последствия налетов противника по всей территории города. Рота управления обеспечивала наземные и вышковые посты наблюдения, вела разведку и поддерживала связь с штабами МПВО районов.

Бойцы батальона  Бойцы батальона, кроме боевой службы занимались аварийно-восстановительными работами, использовались на строительстве газоубежищ и деревянных убежищ, командных пунктов, постов наблюдения, погрузочно - разгрузочных работах, оказывали помощь населению и городу по уборке урожая, заготовке продуктов и овощей, на лесозаготовках, на работах в подсобном хозяйстве батальона и мастерских.

 На основании приказа Наркома внутренних дел СССР от 16 августа 1943 года и приказа Главного Управления МПВО был введен порядок присвоения воинских званий военнослужащим рядового и сержантского состава городских частей МПВО.

Батальон действовал до августа 1945 го¬да.

Штаб МПВО города в этот период осуществлял общее руководство всеми штабами и частями МПВО города и районов, объектов МПВО предприятий, учреждений, домоуправлений, медицинских и других учреждений.

 Система местной противовоздушной обороны сыграла большую роль в охране и обороне объектов экономики и населения города Рыбинска в период Великой Отечественной войны.

Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году, создав качественно новую систему — гражданскую оборону. В основу новой системы легли основные традиции, словом все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. Решение, принятое руководством страны в 1961 году о преобра¬зовании МПВО в систему гражданской обороны, вернее о ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 году процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.
   Не без основания считалось, что высокая готовность гражданской обороны к решению задач в условиях возможной ядерной войны будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания.
  Вместе с тем, организация гражданской обороны, нацеленная в основном на осуществление мероприятий военного времени, объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что ГО по большому счету не готова к качественному решению задач по защите   населения   и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Возникла объективная необходимость в применении новых подходов к организации и содержанию мероприятий по защите населения и территорий, особенно в сфере природной и техногенной безопасности.

   В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 года была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзные, республиканские и отраслевые министерства и ведомства. Названные комиссия и система существовали до распада СССР 12 октября 1990 года Сове Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР. Однако жизнь показала, что она не в полной мере могла решать возникающие слож¬ные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные ЧС. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер. Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления.
   В связи с этим, в 1990 году бы создан специальный федеральны орган исполнительной власти — Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета, который после ряда преобразо¬\ваний превратился (1994 г.) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Многие страны мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными чрезвычайными ситуациями нужна целенаправленная государственная политика, единая государственная координирующая организационная система. И одной из первых на этот путь встала Россия.

МКУ "УГОЧС" города Рыбинска

 

Заказать микроавтобусы в Москвеберегоукрепление