.

Опубликовано: 05.02.2020 / 11:17.

  Об обязательных требований трудового законодательства и нормах трудового права

Актуальная информация для работодателей и работников

  Об обязательных требований трудового законодательства и нормах трудового права

  Об организации охраны труда на предприятии

  Наличие положения о системе управления охраной труда (СУОТ) согласно законодательству, внедрение и разработка СУОТ является прямой обязанностью работодателя, независимо от штата предприятия.

   На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей.

  В настоящее время действует типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н.

  При определении политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение политики по охране труда. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

  Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении работника.

  Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется либо в разделе «Обеспечение функционирования СУОТ» положения о СУОТ, либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.

  Система охраны труда на предприятии включает в себя обязательное информативное общение, работу предприятия с фондами социального страхования, органами власти, профсоюзом. Вся статистика по авариям или травмам на производстве должна быть прозрачна и доступна.

  О задержках с выплатой зарплаты

  2 декабря 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». Данные изменения расширяют полномочия Государственной инспекции труда по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

  О трудовых книжках в электронном виде

  1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде».

  Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный. Для граждан, впервые устроившихся на работу с января 2021 года, сведения о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде. Работающим гражданам до 31 декабря 2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении трудовой книжки на бумажном носителе. Граждане, обратившиеся с заявлением о ведении трудовой книжки в электронном виде, получат бумажную трудовую книжку на руки. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником соответствующего заявления.

  При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Для работников, которые не обратятся с заявлением в течение 2020 года, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумажном носителе. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем бумажной трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям. Если работник сделал выбор в пользу электронной трудовой книжки, то возможности перейти обратно на бумажный вариант у него уже не будет.

  Об оценке условий труда

  1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда».

  Работодатели не смогут применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в информационной системе учета. Передавать данные в систему должна организация-оценщик. Об этом она будет сообщать работодателю в течение трех рабочих дней.

  Декларация соответствия условий труда также начнет действовать только после внесения информации в систему. Пока декларация действительна со дня утверждения отчета о спецоценке.

  Появится еще один повод для проведения внеплановой СОУТ. Работодатель будет принимать решение о ее необходимости, если от сотрудника поступят замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на рабочем месте.

  Немного статистики

  В 2019 году инспекторами Государственной инспекцией труда ЯО проведено 1210 проверок по вопросам выполнения законодательства о труде. По результатам выявлено 2030 нарушений. Выдано 720 постановлений о штрафах на сумму 23 млн руб., по 147 организациям направлена информация в следственный комитет.

  На сайте ГИТ ЯО размещен реестр недобросовестных работодателей. В 2019 году размер просроченной задолженности по заработной плате по Ярославской области составил 77 млн руб. За год сократилось количество предприятий-должников с 30 в 2018 году до 11 в 2019 году.

  В 2019 году увеличилось количество извещений о несчастных случаях на 17.8 % по сравнению с предыдущим годом. На 88,9 % увеличилось количество несчастных случаев, связанных с производством, которые произошли с женщинами. Основные причины несчастных случаев, связанных с производством:

  • неудовлетворительная организация работ;
  • нарушение ПДД;
  • нарушение работником трудового распорядка и дисциплина труда;
  • недостатки в организации рабочего места;
  • неудовлетворительное техническое состояние оборудования.

  По вопросам, связанным с трудовым законодательством, специалисты ГИТ проводят телефонные консультации. Телефон горячей линии (4852) 45-86-07 по вторникам и четвергам - с 9.00 до 12.00, в среду и пятницу - с 13.00 до 16.00.

Департамент по социальной защите населения