Ремонт моста. Схема движения. Общественный транспорт
Оперативную и актуальную информацию смотрите здесь.
2 марта Центр туризма и экскурсий принял более 140 юных краеведов-исследователей почти из всех школ Рыбинска вместе со своими родителями и научными руководителями. Все они участвовали в 9-х муниципальных чтениях младших школьников «Первые шаги в науку. Я познаю мир».
А истоки чтений - в далеком 1989 году, и начинались они под руководством директора ЦДЮТЭ Людмилы Чистяковой и известного рыбинского краеведа Евгения Балагурова. На первых было всего пять докладов! Но восемь лет спустя работ юных исследователей малой Родины стало так много, что «отпочковались» воспитанники среднего звена. А девять лет назад и младшие школьники начали делать свои первые шаги в науку и познавать мир.
В чем же особенность этих чтений? В неослабевающем интересе к истории родного края. Да об этом говорят и цифры. Докладчики из первых – вторых классов выступали в 12-ти секциях, их старшие товарищи из 3 – 4-х классов отстали ненамного – работали в 11 секциях. Одной из самых больших секций стала не совсем обычная по своему формату «Краеведческая находка», в которой члены жюри заслушали 42 доклада. Неизменными лидерами остаются «Природное наследие», «Летопись родного края», «Культурное наследие». Но, к сожалению, в последние годы юные исследователи стали уделять меньше внимания родословию. Так считают некоторые члены жюри.
А какими же темами занимаются маленькие краеведы? Очень разными. Даниил Бердов из 2-го класса гимназии № 18 со своим научным руководителем Натальей Писаревой затронул историю Мологи в докладе «Город, которого нет». Полина Ручкина из 1-го класса средней школы № 43 с наставником Любовью Кирилловой задумалась над судьбой памятника Зое Космодемьянской. Иван Хохлов из 4-го класса средней школы № 27 (руководитель Светлана Гарина) поведал о своем дедушке Льве Андреевиче Зайцеве – рыбинском дизайнере советской эпохи. Кирилл Башкинов из 2-го класса лицея № 2 (руководитель Светлана Фролова) развивает тему сицкарей в истории своей семьи. Александр Коростелев тоже из 2-го класса лицея № 2 (руководитель Марина Баранова) рассказал о войне после Победы. Второклассник Тимофей Кулаков из лицея 2 под руководством Светланы Фроловой задумался о крахмале и искал ответ на вопрос – он вред или же польза для здоровья. Екатерина Кузьмина из 4-го класса средней школы № 23 (руководитель Ирина Потемкина) увлеклась историей своего учебного заведения и проследила его историю от Ивановского училища до начальной школы № 23. Дмитрий Цветков из 3-го класса средней школы № 10 (руководитель Ольга Цветкова) рассказал о своей находке – молотке сапожника, а Артем Панов из 3-го класса школы 30 (руководитель Ольга Скворцова) поведал о старинной бутылке. Карина Кускова, третьеклассница школы 12 (руководитель Елена Галунова), изучила историю чернильницы «школьной непроливайки», которую нашла у своей бабушки. Это лишь часть докладов, которые заслушали члены жюри и поставили им высший балл.
Эксперты – весьма уважаемые и известные в Рыбинске люди. Это и краеведы, и руководители общественных организаций, и военные в отставке, увлеченные историей родного края.
Что дает участие в краеведческих чтениях самым маленьким исследователям? Ответить на этот вопрос мы попросили рыбинского краеведа Владимира Рябого: «Отношение к краеведению у многих историков особенное – его не признают, как науку. Но любое обучение ребенка начинается именно с изучения прошлого родной земли. Многие современные дети смотрят на родной город, как на меркантильную среду с одним желанием – после школы уехать отсюда. И задают один вопрос – а что мне может дать этот город? Но, наверное, от нас зависит, каким он станет в будущем. Помню, на одних из чтений младших школьников выступал мальчик, которого привел папа. И рассказывал он о неизвестных даже для меня фактах строительства моста через реку Черемуху. А сейчас выступала его дочка. В ручье на Судоверфи они увидели торчавшие из воды столбы. Да, папа помог дочери - поработал в архиве, изучив историю о железобетонном доке. И это стало открытием. Именно из таких маленьких открытий и работ серьезных исследователей складывается палитра истории Рыбинска. Папа, работая в архиве, помогая детям, прививает им любовь к родному краю, формирует их характер. И слова «Я люблю этот город» уже становятся не пустым звуком. Совершая такие открытия, рыбинцы возрождают свою землю. Еще одна девочка на секции «Краеведческая находка» рассказывала о веретене и сама сумела спрясть нитку! Разве для современного ребенка это не открытие? Конечно, да!».
Учитель средней школы № 6 им. Л. И. Ошанина Ирина Козлова считает: «Секция «Краеведческая находка» - не совсем обычная. Нужно рассказать о вещи, ее предназначении в прошлом. Чаще всего это семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. И что важно, нужно увидеть в обычном необычное. Помню, на одних из чтений ребенок рассказывал о солдатском ремне – сколько у него дырочек, клепочек. В этом ремне служили его прадед и дед. И хранится он дома, как семейная ценность. Помню, был еще один доклад. Ребенок рассказывал о письме с фронта прадедушки. Родным пришло известие, что он пропал без вести, а оказалось, что он был в плену, бежал, потом попал в партизанский отряд, откуда к 1 мая родным написал поздравительное письмо. И почти сразу погиб в бою. Вот такая потрясающая история».
Девятые краеведческие чтения младших школьников «Первые шаги в науку. Я познаю мир» далеко не последние, они откроют много новых страничек в истории Рыбинской земли.
{social}